wp15546f94.png
wp5533b116.gif
wpeddf96c8.png
wp9bc085c7.png
wpbfd1d3db.png
wp4435999d.png
wp311fa322.png
wp81060e03.png
wp965dc8b5.png
wpdc1f7a54.png
wp8e54b44b.png
wp61891a41.png
wp2cc2b82d.png
wpd3938442.png
«АРМЕНИЯ. ЛЕГЕНДЫ БЫТИЯ»

Выставка открыта в Государственном историческом музее
с 11 марта по 13 июня 2016 года.
В Москву привезли более 160 экспонатов из трех главных музеев Армении: Института древних рукописей «Матенадаран» , Музея Истории Армении и Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Подробнее о выставке см. на сайте Исторического музея.
Там же показан каталог-альбом, изданный к выставке, но содержание его намного шире.
И это не просто уникальные предметы и священные реликвии, представляющие историю страны, начиная с орудий первобытных времен до конца XIX века. Каждый экспонат здесь бесценен и  связан с легендами и традициями армянского народа. Находка каждого артефакта представляет собой целую историю, а расшифровка содержания рисунков на предметах до сих пор  порождает массу гипотез и сродни детективным историям.

На пресс-показе: выступает директор ГИМ Алексей Левыкин. Слева: Араик Хзмалян – заместитель директора Института древних рукописей «Матенадаран» имени св. Месропа Маштоца и иерей Асогик Карапетян – директор Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина
wp5ec8893a.jpg
wp78cff6f1.jpg
Интервью телевидению дает Анелка Григорян – председатель совета управления Национального Исторического музея Армении, главный куратор выставки.
Ее выступление на канале Культура так же посвящено выставке.
wpa403a356.jpg
Царские бронзовые изделия, когда-то принадлежавшие отцу, сыну и внуку соединились вместе.
wp0aa3d3e7.jpg
Шлем царя Аргишти I. Кармир Блур.786–764 гг. до н. э. Бронза. Надпись: «Богу Халди, владыке, этот шлем Аргишти, сын Менуа, посвятил». Лобная часть шлема украшена изображениями священных деревьев, фигурами божеств, драконов-змей с львиными головами, воинов-всадников и боевых колесниц. Шлем найден в 1950 г. в одном из карасов в кладовой, открытой при раскопках крепости Тейшебаини.

Колчан с надписью. Кармир-Блур. VIII в. до н. э. Бронза, кожа. В верхней части – клинообразная надпись «Богу Халди, владыке, этот колчан Сардури посвятил». Возможно, речь идет об урартском царе Сардури II.
Музей Истории Армении
wp8d411708.jpg
Щит с надписью царя Русы I. Кармир Блур. 735–714 гг. до н. э. Бронза. В трех поясах – изображения львов и быков. У нижнего края щита надпись: «Богу Халди, владыке, этот щит Руса, сын Сардури, посвятил ради жизни, Величием Халди Руса, сын Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель города Тушпы». Подобные щиты служили вотивным подношением для развешивания на стенах храма.
wp4bf48971.jpg
Когда-то мы изучали эти сокровища по серым плохоньким фотографиям и прорисовкам, и вот их можно увидеть живьем!

Пояс ритуальный. Лчашен. XII–XI вв. до н. э. Бронза. Поверхность пояса разделена на четыре сегмента с изображениями оленей и птиц. Между сегментами – ряды спиралей и изображения птиц с изогнутыми шеями. Музей Истории Армении
wp89ff8e9a.jpg
Статуя богини Афродиты. Арташат. I холм. Конец II – начало I в. до н. э. Мрамор. Статуя – высокохудожественное произведение эпохи эллинизма в Армении. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или создана под влиянием скульптурных образцов Эгейских островов и Малой Азии, испытывавших влияние греческой классики. Музей истории Армении

Голова богини Анаит. IV в. до н. э. Бронза. Музей истории Армении.  Копия оригинала, хранящегося в Британском музее. Богиню языческой Армении Анаит называли золотой богиней, золотой матерью, золотым зерном. Ей подносили первые колосья ячменя и пшеницы, ее изображения обвивали ветвями деревьев и украшали венками. Святилища Анаит устанавливали в лесах, посвящали стада священных быков. Ее почитание берет начало в каменном веке и, постоянно развиваясь и обновляясь, достигает эпохи христианства, сохраняя свои особенности и в современных народных обрядах и представлениях. Найдена в Сатале (территория современной Турции) в 1873 г.
wp60c9ebe2.jpg
Тело богини, кажется, дышит под тончайшими складками ткани…
А взгляд богини Анаит (или тоже Афродиты) утешает и дарит надежду.
Некоторые подробности об истории двух голов Анаит.

На выставке представлено много ритуальных предметов из музеев Эчмиадзина, имеющих не только историческую и сакральную, но и художественную ценность.

Митра. XVII в.; Рипида. XVII в.; Лучезарный крест. Ани. Х–XII вв.; Крест. XII–XIII вв. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
wpb4b6a12a.jpg
Символ выставки:
Крест с мощами Святого Георгия Победоносца. Западная Армения, Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, сердолик, кораллы, изумруды-кабошоны, цветные камни, стекло; золочение. 29.0х29.0х3.5. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
wpd73c61cb.jpg
Обратная сторона реликвии
wpa3cf8d64.jpg
Рукописные книги XV–XVII веков. Матенадаран
wp5bd8fa94.jpg
Рядом водят хоровод хачкары – символ национальной культуры Армении. Представлены памятники XIII–XV вв. Были они не только надгробными памятниками, как обычно считают, а имели до сорока различных назначений. На заре христианства в Армении хачкар, что переводится как «крест-камень», был деревянным. Его ставили на месте поверженных языческих святилищ. Но дерево недолговечно и кресты стали делать из камня – туфа разных оттенков. Высота хачкаров различна – от 20 см до 5 метров.  Постепенное усложнение узоров превратило хачкары в каменное кружево.
wp4ec1b480.jpg
Керамические блюда в витрине слева – их краски сверкают так, как будто сделаны в наше время. А между тем, их датируют XI–XII веками. Они из Двина.
wp42dd2941.jpg
Капитель. Фрагмент. Двин. V–VI вв. Туф. На западной грани – крест, верхний луч которого заменен медальоном с изображением Христа. Справа от него – евангелист Иоанн. Композицию окружают ветви аканта. На южной грани капители – св. Георгий на коне, попирающий дракона. Музей Истории Армении
wp7ba623db.jpg
Слева: Модель кафедрального собора (Св. Эчмиадзин). Вагаршапат. V–VII вв. Туф. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Справа: Модель церкви. Сисиан. Ангехакот. V–VII вв. Базальт. Модель, вероятно , служила прототипом объемной конструкции, образцом церковной архитектуры. Музей Истории Армении
wp9cecde2a.jpg
Хачкар в виде крылатого креста с датированной памятной надписью. 1477 г. Туф. Музей истории Армении
wp264dc2e4.jpg
Выступления на открытии и рассказ о текстильных экспонатах  и манускриптах выставки слушайте и смотрите в блоге ЖЖ.
МОСКВА
ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: АВТОРА
wpcb7749dd.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png